Сочинения по школьной программе | Сочинения по популярным произведениям | Школьные сочинения по литературе




Сочинения > Список сочинений > Фонвизин > Сочинение "Просветительские идеалы в комедии"

"Просветительские идеалы в комедии"


Страница: [ 1 ]  2  

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства
этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию
личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов,
является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между
чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался
образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил
Фонвизин, “...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих
отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем
государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания
просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо
отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань
моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на
голубятне да жениться.
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и
поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”.
Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “...не оставляют двора... двор им полезен”, “...чины
нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство
Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не
пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются
радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над
крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом жизненные “.


Страница: [ 1 ]  2  


Сочинения > Список сочинений > Фонвизин > Сочинение "Просветительские идеалы в комедии"